Английский глагол

По своему обобщенному лексическому значению глаголы могут быть охарактеризованы как слова, обозначающие процессы в широком смысле этого слова, например: to do, to live, to speak, to see и т. д.

По форме глаголы отличаются от других частей речи тем, что они могут выражать грамматические категории времени, вида, залога, наклонения, лица и числа, например:

Her son works near here. Ее сын работает поблизости.
, где глагол работать употреблен в форме настоящего времени, неопределенного вида, действительного залога, изъявительного наклонения, 3-го лица, единственного числа.

Если форма глагола выражает все вышеперечисленные грамматические категории, то она называется личной (finite) и в предложении всегда выполняет только одну функцию — сказуемого.

Однако бывают также формы глагола, которые не выражают категорий наклонения, времени, лица и числа. В предложении они могут выполнять все другие функции, кроме функции сказуемого, т. е. они могут быть подлежащим, именной частью составного сказуемого, дополнением, определением и обстоятельствами. Эти формы называются неличными (non-finite forms, или verbals). К их числу относятся инфинитив (the infinitive), инговая форма (the ing-form) и причастие (the participle), например:

  1. То visit her was a pleasure, (подлежащее)
  2. Writing letters is a waste of time, (подлежащее)
  3. His wish was to tell her everything, (именная часть составного сказуемого)
  4. I want to help you. (дополнение)
  5. I like reading in bed. (дополнение)
  6. He is the man to do it. (определение)
  7. We watched the playing children, (определение)
  8. They live in the newly painted house, (определение)
  9. He went to see his mother, (обстоятельство цели)
  10. He ran into the room laughing, (обстоятельство образа действия)

Чтобы лучше понять, как функционирует сложная система английских глаголов, необходимо рассмотреть некоторые их характеристики, которые оказываются весьма существенными при выборе различных видо-временных форм.

  1. На основе своего лексического значения глаголы подразделяются на динамические (dynamic) и статальные (stative).

    К первой группе относятся глаголы, обозначающие действия в прямом значении этого слова, например: to write, to run, to speak и многие другие. Эти действия мы можем видеть, слышать, наблюдать. Глаголы, обозначающие такого рода действия, свободно употребляются во всех видо-временных формах.

    Ко второй группе относятся глаголы, которые по сути своей обозначают не действия, а состояния, восприятия, отношения между предметами или людьми. Такие состояния непосредственному наблюдению не поддаются. Глаголы этой группы не могут употребляться в целом ряде видо-временных форм, частности в форме Continuous. Поскольку статальных глаголов в английском языке значительно меньше, чем динамических, назовем основные из них:

    1. глаголы, обозначающие физические восприятия: to hear, to see, to notice;
    2. глаголы, обозначающие эмоции: to love, to like, to dislike, to respect, to hate, to adore, to care (for), to detest;
    3. глаголы, обозначающие желание: to want, to wish, to desire;
    4. глаголы, обозначающие мнения, умозаключения, мысленные представления и суждения: to appreciate, to assume, to believe, to doubt, to consider (считать), to expect (полагать), to imagine, to know, to mean, to mind (возражать), to perceive, to presume, to recognize, to regard, to remember, to suppose, to think (считать), to trust, to understand;
    5. глаголы, выражающие отношения: to be, to belong to, to concern, to consist of, to contain, to depend on, to deserve, to differ, to equal, to have, to include, to involve, to lack, to matter, to owe, to own, to possess, to remain, to require, to resemble, to result, to suit, to signify;
    6. глаголы, выступающие в роли связок в составе именного сказуемого: to appear, to feel, to seem, to smell, to sound, to taste;
    7. некоторые отдельные глаголы: to agree, to allow, to astonish, to claim, to consent, to envy, to fail, to forbid, to forgive, to object, to prefer, to prevent, to puzzle, to refuse, to remind, to tend.
  2. С другой стороны, также на основе их значения, глаголы подразделяют на предельные (terminative) и непредельные (durative). Предельными называются глаголы, в значении которых заложен внутренний предел, по достижении которого действие продолжаться не может. Непредельными называются глаголы, у которых этого внутреннего предела нет. Сравните две группы глаголов:
    Предельные Непредельные
    to bring (приносить), to find (найти), to break (сломать) to carry (нести), to look for (искать), to play (играть)
    Если вещь принесена, найдена, сломана, то продолжение этих действий невозможно, тогда как нести, искать и играть с вещью (теоретически) можно сколько угодно.
  3. У некоторых глаголов в их значении заложена необходимость сочетаться с дополнением, без которого значение самого глагола остается незавершенным. Такие глаголы называются переходными (transitive), например: to tell (a story, the truth), to give (some thing, advice), to buy (things, food).

    Другим глаголам, непереходным (intransitive), дополнения не требуется, например: to walk, to live, to smile.

  4. По значению и по функциям, которые глаголы выполняют в предложении, они делятся на полнозначные (notional) и служебные (structural).

    Полнозначные глаголы полностью сохраняют свое значение и в предложении выполняют самостоятельную функцию, например:

    "Tell me what happened", said my mother as we sat by the fire. Расскажи мне, что случилось — сказала моя мать, когда мы сели у камина.

    Служебные глаголы частично или полностью утрачивают свое значение. Частичная утрата значения наблюдается, например, у модальных глаголов (сап, may, must, should, ought, need), что не позволяет им выполнять самостоятельную роль в предложении — они всегда употребляются в сочетании с другими глаголами, например:

    You must phone your father tonight. Ты должен позвонить своему отцу сегодня вечером.
    From his earliest years he could speak English and no-French. С ранних лет он мог говорить по-английски и французски.

    Такая же частичная утрата значения наблюдается у связочных глаголов (link-verbs), которые всегда сочетаются с именной частью сказуемого, например:

    It grew cold towards evening. К вечеру похолодало
    His sister has become a pretty girl. Его сестра превратилась в хорошенькую девушку.
    The house looked deserted. Дом казался брошенным.

    Полностью утрачивают свое значение глаголы, которые участвуют в образовании сложных аналитических форм времени, вида, наклонения и залога. Такие глаголы называются вспомогательными (auxiliary), например:

    My mother is cooking dinner. Мама готовит обед
    My brother has taught me to make such toys. Брат научил меня делать такие игрушки.
    The matter was soon forgotten. Об этом деле скоро забыли.
    You'll have my answer tomorrow. Ты получишь мой ответ завтра.
  5. У английских глаголов есть два способа образования форм времени и вида, наклонения и залога — синтетический и аналитический:
    1. Синтетический способ — это способ образования новых форм глагола путем внутренних изменений структуры слова. В этом случае к глаголу могут добавляться суффиксы (например: work — works, worked, working) или изменяться гласные в основе глагола (например: findfound, meetmet), а иногда то и другое одновременно (например: teachtaught).
    2. Аналитический способ — это способ образования новых форм с помощью вспомогательных глаголов. В этом случае каждая новая форма состоит, как минимум, из двух частей — вспомогательного глагола, который утратил свое лексическое значение и выражает только грамматическое значение, и полнозначного глагола, который является носителем лексического значения. Например, в сочетании 'has worked' 'has' указывает на 3-е лицо единственного числа, на настоящее время, изъявительное наклонение и действительный залог, тогда как 'worked' передает значение работать. Однако представление о всей грамматической форме создается только совокупностью обоих элементов, т. е. из всего сочетания 'has worked' мы узнаем, что это форма the Present Perfect.

      В английском языке есть аналитические формы, которые состоят из нескольких вспомогательных глаголов.

      Они называются сложными аналитическими формами, например:

      The letter has been written. (The Present Perfect Passive) Письмо написано.
      He has been overworking lately. (The Present Perfect Continuous) Он очень много работает в последнее время.
  6. Синтетической формой английского глагола является форма 3-го лица единственного числа the Present Indefinite настоящего неопределенного времени, которая образуется прибавлением суффикса -s/-es к основе глагола. Этот суффикс произносится как [z] после гласных и звонких согласных (например: play — plays [pleiz], open — opens ['oupnz]), как [s] после глухих согласных (например: look — looks [luks], put — puts [puts]) и как [ iz ] после свистящих и шипящих звуков (например: close — closes ['klouziz], change — changes ['tjeind3iz]).

    При написании суффикса -s/-es соблюдаются следующие правила:

    • к глаголам, оканчивающимся на -s, -ss, -sh, -ch, -tch и -z,прибавляется суффикс -es (например: pass — passes, pushpushes, watch — watches);
    • к глаголам, оканчивающимся на -о, которому предшествует согласная, также прибавляется -es (например: go — goes, do — does);
    • у глаголов, оканчивающихся на -у, которой предшествует согласная, -у меняется на -ies прибавляется суффикс -es (например: study — studies, try — tries);
    • если конечной -упредшествует гласная, то прибавляется суффикс -s (например: staystays).
  7. Другой синтетической формой глагола является инговая форма, которая образуется прибавлением суффикса -ing к основе глагола (например: speak — speaking, do — doing).

    При написании суффикса -ingсоблюдаются следующие правила:

    • немая -е на конце глагола опускается перед -ing (например: closeclosing, makemaking);
    • конечная согласная удваивается, если ей предшествует краткая ударная гласная или ударное сочетание -er (-ur) (например: cut — cutting, begin — beginning, prefer — preferring, occur—occurring) ;
    • конечная -l всегда удваивается (например: traveltravelling, quarrelquarrelling);
    • конечная -у сохраняется вне зависимости от того, какая буква ей предшествует (например: studystudying, stay — staying);
    • конечное сочетание -ie меняется на -у (например: tie — tying, lie — lying).
  8. Более сложно образуются синтетические формы прошедшего времени и причастия.

    В зависимости от способа их образования все английские глаголы делятся на правильные (regular) и неправильные (irregular).

    Правильные глаголы образуют прошедшее время и причастие с помощью суффикса -ed, который прибавляется к основе глагола и произносится как [d] после гласных и звонких согласных (например: play — played [pleid],open — opened ['oupnd]), как [t] после глухих согласных (например: look — looked [lukt]) и как [id] после конечных d и t (например: wantwanted ['wontid], end — ended ['endid]).

    Формы прошедшего времени и причастия у правильных глаголов полностью совпадают, например:

    cook — cooked, cooked; stay — stayed, stayed; answeranswered, answered.

    При написании суффикса -ed соблюдаются следующие правила:

    • если глагол оканчивается на -у, которой предшествует согласная, то -у меняется на -I (например: study — studied, envy — envied);
    • если конечной -у предшествует гласная, то никаких изменений не происходит (например: playplayed);
    • конечная согласная -у глагола удваивается, если ей предшествует краткая ударная гласная или если глагол оканчивается на ударное сочетание -er (-ur)(например: stop — stopped, beg — begged, prefer — preferred, occur — occurred);
    • конечная -l в двусложных словах всегда удваивается (например: travel — travelled, quarrel — quarrelled).
  9. Неправильные глаголы образуют формы прошедшего времени и причастия различными, индивидуальными способами. Все они, однако, остаются синтетическими (например: sing — sang — sung; write — wrote — written; put — put — put; teach — taught — taught; come — came — come; fallfellfallen).

    Формы всех неправильных глаголов даются в специальных таблицах в учебниках и словарях, и их необходимо помнить.

  10. Для правильного понимания и употребления различных глагольных форм в английском языке необходимо ввести понятие контекста настоящего времени и контекста прошедшего времени.

    Контекст настоящего времени включает в себя такие виды речевой деятельности, как разговор (прямая речь), письма, газетные сообщения, сообщения по радио и телевидению, доклады и лекции. В условиях такой речевой деятельности люди могут говорить о coбытиях, которые происходили раньше, происходят сейчас или будут происходить, рассматривая их с точки зрения настоящего момента — момента речи. Поэтому в контексте настоящего времени возможно употребление всех видо-временных форм глагола — настоящих, прошедших и будущих.

    Контекст прошедшего времени представляет собой повествование, в котором все описываемые события рассматриваются с точки зрения прошедшего времени, и поэтому в нем возможно употребление только форм прошедшего времени, включая так называемое «будущее в прошедшем».

    Таким образом, употребление видо-временных форм в контексте прошедшего времени является строго ограниченным, тогда как в контексте настоящего времени все времена употребляются без ограничений.